Теги:
Дерматология, Эндокринология
Пожалуйста, оцените материал:
Поделитесь материалом:
Алопеция X — это кожное заболевание, которое встречается у шпицев и других собак с густой шерстью. Болезнь характеризуется симметричным выпадением шерсти в области туловища, шеи, промежности и каудальных отделов задних конечностей без зуда или системных признаков.
Точная причина заболевания остаётся неизвестной, однако последние исследования показывают, что одной из возможных причин алопеции X может быть генетическая дисрегуляция половых гормонов. Поскольку заболевание проявляется в относительно молодом возрасте и чаще встречается у указанных пород, оно подозревается как наследственное.
Болезнь была зарегистрирована у нескольких пород с густым подшерстком, таких как померанские шпицы, кеесхонды, шипперке, чау-чау, самоеды, сибирские хаски и аляскинские маламуты. Кроме того, алопеция X была зарегистрирована у пуделей. Чаще всего проблема обнаруживается у некастрированных самцов в возрасте от 1 до 3 лет, но могут болеть собаки любого пола с 1 до 10 лет.
Причина циклического ареста волосяных фолликулов у собак неизвестна. Одной из первых гипотез был дефицит гормона роста. При введении гормона роста животным с алопецией X в некоторых случаях наблюдались положительные результаты, однако они были очень нестабильными, а причинно-следственная связь так и не была доказана. Далее была популярна теория, что алопеция X связана с дисбалансом промежуточных гормонов надпочечников. У собак с алопецией действительно находили повышенный уровень 17-гидроксипрогестерона и предполагали частичный дефицит 21-гидроксилазы, аналогичный врождённой гиперплазии надпочечников у людей. Однако генетические исследования у шпицев не подтвердили мутаций в соответствующем гене, а гиперандрогенизм как причина был признан несостоятельным, поскольку волосяные фолликулы собак не зависят от андрогенов.
Интересной находкой стало восстановление роста волос в местах биопсий и соскобов — феномен травма-индуцированного анагена. Это указывает на локальные механизмы ингибирования роста волос при алопеции X, а не на системные эндокринные нарушения.
Сильная предрасположенность породы, анализ родословной и начало заболевания в относительно молодом возрасте предполагают наследственное влияние на патогенез заболевания.
Данные исследования 2017 года показали, что у собак с алопецией X наблюдается дисрегуляция генов кожи, связанная с метаболизмом половых гормонов и стероидов. Ключевые изменения включают повышенную экспрессию генов, участвующих в метаболизме эстрогенов и мелатонина, которые играют роль в метаболизме ГнРГ, что приводит к дисрегуляции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси. Предполагается, что эта дисрегуляция играет ключевую роль в развитии патологии.
В начале развития заболевания наблюдается только потеря основной шерсти при сохранении вторичной. На шее заметна тусклая, сухая шерсть, поскольку ошейник вызывает сильное трение. Хвост приобретает вид «крысиного», а задняя часть шеи становится участком алопеции. Гиперпигментация кожи возникает из-за воздействия солнечных лучей.
Помимо выпадения волос, животные с алопецией X обычно не демонстрируют других признаков. Если у животного с алопецией есть системные нарушения, ветеринарному врачу потребуется провести дифференциальную диагностику с эндокринными заболеваниями (гипотиреозом, гиперадренокортицизмом, гиперэстрогенизмом, сахарным диабетом).
Большинство методов диагностики могут быть легко проведены врачом первичного звена. Клинические признаки должны быть связаны с породой, что поможет ветеринарному врачу в формировании дифференциального диагноза. Дальнейшая диагностика может быть более сложной, поскольку включает ультразвуковое исследование брюшной полости для оценки надпочечников и гистопатологию определённых участков кожи. Биоптаты кожи рекомендуется отправлять в специализированную ветеринарную лабораторию. В случае сомнений следует направить животное к ветеринарному дерматологу.
Дифференциальные диагнозы, помимо эндокринных патологий — сезонная боковая алопеция, фолликулярная дисплазия.
Для дифференциальной диагностики могут потребоваться гормональные тесты, биохимия крови, клинический анализ крови, анализ мочи и УЗИ надпочечников.
Гистология может использоваться как инструмент диагностики алопеции X, однако не патогномоничная. Поверхностные слои кожи выглядят нормальными, эпителий имеет обычную толщину, фолликулярный эпителий не повреждён. Гиперпигментация видна в эпидермисе из-за накопления пигмента после воздействия солнечных лучей. Гистологически болезнь характеризуется уменьшением количества анагеновых фолликулов. По сравнению с другими заболеваниями, связанными с нарушениями цикла роста волоса, в данном случае относительно большее количество телогеновых фолликулов, а также кеногеновых и атрофических фолликулов. Эти гистологические данные напоминают находки у собак с гиперэстрогенией.
Терапия подбирается индивидуально, так как существует множество вариантов лечения. Ни один из них не является полностью эффективным, и иногда требуется несколько методов одновременно.
Хирургические методы
Кастрация — первично рекомендуемый метод лечения для всех нестерилизованных животных с Х-алопецией. В течение некоторого времени после операции, от нескольких недель до месяцев или даже лет, может наблюдаться рост шерсти. У большинства кобелей хирургическое лечение приводит к частичному или полному росту шерсти в течение 3–4 месяцев. Примерно в 15% случаев возможен рецидив. Исследование, проведённое в 2009 на 141 померанских шпицах, из которых 35 кобелей страдали остановкой цикла роста волоса, показало рост у 42,9% собак в течение 6 месяцев. У этих животных в последующие 3–10 лет рецидив алопеции X не наблюдался. Частичный рост волос был виден у 17,1% собак. У оставшихся состояние не улучшилось.
Медикаментозное лечение
• Деслорелин (подкожный имплант). Деслорелин подавляет выработку гонадотропин-рилизинг-гормона (ГнРГ). Реакция волосяного фолликула на препарат пока не до конца изучена. Общая эффективность терапии, по данным исследований, составляет около 60%. Побочные эффекты включают фолликулярные кисты и продлённые течки.
• Мелатонин, естественный гормон, вырабатываемый эпифизом в ответ на темноту, был идентифицирован как модулятор роста и пигментации волос у разных видов. Использование мелатонина зарекомендовало себя как безопасное, экономичное и эффективное самостоятельное лечение. Данные нескольких исследований показывают, что мелатонин способен стимулировать рост волос у животных с алопецией X. Так, в исследовании 2004 года при лечении мелатонином у 62% собак с алопецией X наблюдалось восстановление роста шерсти.
• Медроксипрогестерон ацетат вызывает частичное или полное отрастание шерсти. В исследовании 2013 года, включавшем 2 группы (8 собак), в первой группе 4 из 5 собак показали некоторое отрастание волос, а во второй группе — 1 из 3 собак показала минимальное отрастание. Побочные эффекты включают развитие кист яичников, опухолей молочных желез.
• Трилостан блокирует выработку всех классов стероидных гормонов, в том числе половых. Это делает его использование похожим по цели на кастрацию. В исследовании, в котором лечили 16 померанцев и 8 миниатюрных пуделей, полное выздоровление наблюдалось у 14 из 16 померанцев. Трилостан метаболизируется в печени и выводится с желчью и мочой. Его применение не рекомендуется при почечной недостаточности или заболеваниях печени.
• Митотан снижает синтез некоторых стероидных гормонов, в том числе предшественников кортизола. В исследовании 2004 года на 29 собаках более чем у 50% леченных митотаном наблюдалось частичное или полное отрастание волос.
Физиотерапия
• Фотобиомодуляция. Исследование (2024 года), посвящённое терапии алопеции X у шпицев, изучало фотобиомодуляцию в качестве монотерапии и в комбинации с мелатонином. Отмечено улучшение состояния шерстного покрова благодаря увеличению плотности и диаметра волос.
• FLE — флуоресцентное световое излучение. Новая технология для ветеринарии. Способствует адаптации кожи, заживлению ран и росту волосяных фолликулов. Пролиферация тканей происходит за счёт воздействия на ангиогенез и синтез коллагена.
• Микронидлинг. Рост волос наблюдается локально в местах травмы или проведения биопсии, что указывает на пользу небольших повреждений для стимуляции роста волос. Практика микронидлинга, при которой крошечные иглы прокалывают кожу, широко используется в медицине человека с 2000-х годов. Создание микроканалов вызывает незначительные повреждения кожи, что стимулирует заживление микроскопических ран. Происходят воспаление, пролиферация и ремоделирование. Травма кожи, по-видимому, инициирует фазу анагена волос.
Предполагается наследственный фактор заболевания. В будущем может быть проведён генетический анализ, чтобы определить, играет ли наследственный фактор ключевую роль. При подтверждении этого линии разведения можно отслеживать и исключать из дальнейшего размножения.
Алопеция X — это заболевание, трудно поддающееся лечению. Проблема в том, что мы не знаем точных причин, по которым волосяной фолликул остаётся в состоянии ареста. Данные последних исследований выявили дисрегуляцию генов кожи, связанную с метаболизмом половых гормонов. Это дает перспективное направление для дальнейшего изучения и поиска новых методов лечения.
Ветеринарный врач может предложить владельцу несколько вариантов терапии. Некоторые методы могут быть предпочтительнее других в зависимости от пола и статуса кастрации собак. Очень важно напомнить, что заболевание носит исключительно косметический характер. Собаки, страдающие алопецией X, предполагаются клинически здоровыми без каких-либо сопутствующих заболеваний. Владельцам также следует сообщить, что у многих питомцев наблюдаются рецидивы выпадения волос.
Даже если терапия работает и стимулирует рост волос, существует вероятность, что новый рост не будет постоянным. Отрастание волос может оставаться нормальным в течение нескольких месяцев или лет. Рецидив симптомов может разочаровать владельцев.