Коммуникация с владельцем. Часть 7: Завершение консультации

Седьмая заключительная статья цикла «Коммуникация с владельцем».
13 октября 2025 г.
Кол-во просмотров 305
Время чтения 3 мин
Ветеринарная клиника «Белый Клык»
Волкова Елена Викторовна
Директор по качеству медицинской работы ветеринарной клиники «Белый Клык»

Во время приема пациента врач налаживает контакт, выясняет повод обращения, собирает анамнез, осматривает, предоставляет медицинскую информацию и дает рекомендации. Казалось бы, что же еще? Тем не менее есть рекомендации по наиболее эффективному завершению консультации:

1. Перспективное планирование

А. Достижение договоренностей — договоренность с пациентом о следующих шагах. Позволяет пациенту и врачу определить их взаимные роли и обязанности в ближайшей перспективе. Врачу возможно будет важно знать о динамике состояния после начала лечения, а пациенту комментарии к проведенным исследованиям. «Результаты анализов придут вам на почту, я позвоню их прокомментировать сегодня вечером. А вы напишите мне через 3 дня о состоянии Бобика, чтобы я понимала, как идут дела, хорошо?»

Б. Подстраховка — объяснение пациенту, что делать, если что‑то пойдет не так и с какими проявлениями он может столкнуться в ближайшее время до следующего приема. Понимание человеком различных сценариев развития событий, а также куда он может обратиться с внезапно возникшим вопросом или осложнением способствует более доверительному контакту и получению наиболее профессиональной медицинской помощи.

2. Правильное завершение консультации

А. Финальное подведение итогов — краткое подведение итогов консультации и плана лечения позволяет проверить точность информации и восприятие договоренностей. Возможно, пациент внесет некие коррективы или дополнения, однако своевременное прояснение непонятой информации будет способствовать приверженности лечению. «И в заключении консультации хочу резюмировать, что… Мы с вами договорились, что…Все верно?»

Б. Последняя проверка — позволяет удостовериться в согласии пациента с планом лечения. Если прямо спросить нет ли каких‑то вопросов или дополнений, то можно дополнительно акцентировать внимание пациента на том, что, возможно, осталось непонятным.

блок 8.png


Полезные материалы