Во время приема пациента врач налаживает контакт, выясняет повод обращения, собирает анамнез, осматривает, предоставляет медицинскую информацию и дает рекомендации. Казалось бы, что же еще? Тем не менее есть рекомендации по наиболее эффективному завершению консультации:
1. Перспективное планирование
А. Достижение договоренностей — договоренность с пациентом о следующих шагах. Позволяет пациенту и врачу определить их взаимные роли и обязанности в ближайшей перспективе. Врачу возможно будет важно знать о динамике состояния после начала лечения, а пациенту комментарии к проведенным исследованиям. «Результаты анализов придут вам на почту, я позвоню их прокомментировать сегодня вечером. А вы напишите мне через 3 дня о состоянии Бобика, чтобы я понимала, как идут дела, хорошо?»
Б. Подстраховка — объяснение пациенту, что делать, если что‑то пойдет не так и с какими проявлениями он может столкнуться в ближайшее время до следующего приема. Понимание человеком различных сценариев развития событий, а также куда он может обратиться с внезапно возникшим вопросом или осложнением способствует более доверительному контакту и получению наиболее профессиональной медицинской помощи.
2. Правильное завершение консультации
А. Финальное подведение итогов — краткое подведение итогов консультации и плана лечения позволяет проверить точность информации и восприятие договоренностей. Возможно, пациент внесет некие коррективы или дополнения, однако своевременное прояснение непонятой информации будет способствовать приверженности лечению. «И в заключении консультации хочу резюмировать, что… Мы с вами договорились, что…Все верно?»
Б. Последняя проверка — позволяет удостовериться в согласии пациента с планом лечения. Если прямо спросить нет ли каких‑то вопросов или дополнений, то можно дополнительно акцентировать внимание пациента на том, что, возможно, осталось непонятным.