Не просто назначить, а договориться: как врач доносит смысл лечения?

5 мин
Дата публикации 3 июня 2025 г. 506 просмотров
Ветеринарная клиника «Белый Клык»
Волкова Елена Викторовна
Директор по качеству медицинской работы ветеринарной клиники «Белый Клык»
Шестая заключительная статья цикла «Коммуникация с владельцем».

Разъяснение и планирование — это один из важнейших этапов консультации, от которого напрямую зависит приверженность владельца лечению.

Исследования в медицине показывают, что 20-70% пациентов не придерживаются врачебных рекомендаций. Ветеринарные врачи также встречаются с ситуациями несогласия с лечением. В настоящее время исследовано, что соблюдение назначений зависит от нескольких факторов:

1. Понимания объяснений и логики врача. Это достигается, когда владельцу понятно, что происходит, какое лечение предлагается, и каким образом оно поможет.

2. Согласия с позицией врача. Часто при встрече с новой информацией возникают сомнения или возражения, которые мешают в дальнейшем согласиться с предложенным лечением. Их важно прояснить.

3. Возможности применять предлагаемое лечение. Владельцы будут следовать рекомендациям, если у них есть ресурсы для выполнения назначений, в том числе временные, денежные и т.д.

4. Мотивации выполнять рекомендации, т.е. реального желания стремиться к предлагаемому результату путем приложения определенных собственных усилий.

Чем детальнее удастся прояснить запрос пациента, тем легче пройдет этап объяснения и планирования, так как объяснение будет напрямую основываться на собранной информации и на медицинских данных.

Для этапа разъяснения и планирования рекомендуются следующие навыки:

1. Учет аудитории

Многие владельцы уже имеют представление о заболевании или состоянии животного. Иногда их знания точны и подробны, например, при наличии у животного хронического заболевания, иногда поверхностные или искаженные, что позволяет соотнести объяснения с опытом болезни. Выяснить исходную информированность можно путем открытых вопросов: «Что вы уже об этом знаете?», «Что вам уже рассказали мои коллеги по поводу состояния Бобика?»

2. Потребность в информации

Позволяет построить объяснение, учитывая запрос владельца и ключевые медицинские аспекты, которые хочет донести врач. Часто владельцам интересно знать лишь часть той объемной медицинской информации, которую мы готовы предоставить. Например, владельцу важно понимать, что привело к развитию заболевания, в то время как врач большую часть объяснений посвящает лечению или наоборот. Собственные мысли могут отвлекать владельца от понимания предоставляемой информации. Прояснить запрос на информацию можно с помощью открытых вопросов: «Что бы вы хотели знать об этом диагнозе?», «О чем вам рассказать поподробнее?»

3. Дозирование

Для улучшения восприятия предоставляем информацию маленькими порциями. После каждой порции делаем паузу и сохраняем зрительный контакт, наблюдая за реакциями владельца, которые служат сигналами понимания и направляющими диалога.

4. Предложение всех вариантов действий

Позволяет сделать процесс принятия решения понятным владельцу и исключить ощущение давление со стороны врача. Мы безоценочно описываем все варианты развития событий, включая бездействие, обращаем внимание на плюсы и минусы каждого варианта. «Я вижу три варианта развития событий, которые мы можем обсуждать».

5. Структурирование информации

Позволяет лучше понять и запомнить медицинские данные, предоставляемые врачом.

Категоризация — деление информации на категории, например, «Есть две темы, которые я хочу с вами обсудить: первая — это диагноз и вторая — выбор наиболее подходящего лечения».

Сигнализация — акцентирование внимания на предмете обсуждения: «Сейчас я расскажу о диагнозе», «Я рассказала о диагнозе, теперь переходим к лечению».

Маркировка — дополнительное привлечение внимание к особенно важным вопросам: «Теперь важное дополнение».

6. Проверка понимания и согласия

Позволяет свериться с владельцем: согласен ли он с планом, все ли проблемы учтены: «Я правильно понимаю, что наиболее оптимальный вариант для вас это...? Есть ли еще какие-нибудь вопросы или сомнения?»


fig 1 (10).png
fig 2 (10).png
fig 1 (11).png
fig 2 (11).png
fig 1 (12).png
fig 2 (12).png
fig 1 (13).png
fig 2 (13).png
fig 1 (16).png
fig 2 (14).png
fig 1 (15).png
fig 2 (16).png
Полезные материалы