Теги:
Гастроэнтерология, Терапия
Пожалуйста, оцените материал:
Поделитесь материалом:
Панкреатит у кошек – очень распространенное заболевание: в одном ретроспективном исследовании у 67% из 115 кошек при вскрытии были обнаружены свойственные панкреатиту гистологические изменения (1). Тем не менее заболевание, по всей видимости, часто не диагностируют, поскольку многие клинические проявления панкреатита у кошек очень неспецифичны.
Этиология панкреатита у кошек, как и у собак, в значительной степени неизвестна; однако, в отличие от ситуации с собаками, роль корма в развитии заболевания у кошек невелика. Одна из специфических инфекционных причин панкреатита у кошек, которая требует внимания, – токсоплазмоз (2). Другие причины острого панкреатита у кошек – общая анестезия в недавнем анамнезе, гипоксия на фоне эпизодов острой сердечной недостаточности, интоксикация фосфорорганическими соединениями.
Клинически панкреатит у кошек проявляется менее специфично, чем у собак; наиболее распространенные симптомы: анорексия, вялость, обезвоживание, снижение массы тела, снижение температуры тела, рвота, желтуха, лихорадка. В некоторых случаях могут наблюдаться боль в животе и диарея. В любом случае важно учитывать, что у каждой кошки с подозрением на панкреатит может присутствовать боль в животе, и соответствующее лечение может значительно улучшить течение заболевания.
Общий анализ крови во многих случаях выявляет у больных кошек анемию или повышенную вязкость крови, а также лейкоцитоз или лейкопению. В биохимическом профиле часто выявляют гипоальбуминемию, которая может в том числе иметь отрицательное прогностическое значение. Возможна гипокальциемия (вследствие гидролиза брыжеечного жира), которая подлежит лечению. При рентгенографии иногда выявляют выпот в двух полостях (плевральной и брюшной).
Как отмечено выше, при панкреатите у кошек часто развивается гипоальбуминемия, которая сама по себе может приводить к образованию выпота. Часто для диагностики панкреатита используют ультразвуковое исследование, но его чувствительность составляет 10-70%. Такая вариабельность зависит от опыта специалиста и от тяжести клинических проявлений. При остром панкреатите чувствительность ультразвукового исследования значительно выше, чем при хроническом. Типичными проявлениями при ультразвуковом исследовании служат гипер- или гипоэхогенность ткани поджелудочной железы, скопление свободной жидкости вокруг поджелудочной железы, гиперэхогенность брыжеечной жировой ткани.
В лабораторной диагностике наиболее чувствительными и специфичными тестами в настоящее время считают определение панкреатической липазы кошек (fPLI) или анализ липазы методом DGGR, при этом золотым стандартом диагностики панкреатита является гистологическая идентификация. Поскольку неизвестно, насколько гистологический диагноз панкреатита соответствует клиническому, результаты этих исследований следует тщательно интерпретировать в свете других клинических данных. Панкреатит у кошек всегда является клиническим диагнозом и никогда не устанавливается на основании одного исследования, а только на основании совокупности клинических проявлений, данных лабораторной диагностики и ультразвукового исследования.
В недавнем крупном ретроспективном исследовании у 157 кошек с панкреатитом, проявляющимся гипогликемией и азотемией, плевральный выпот и стойкая анорексия во время госпитализации чаще всего сопутствовали неблагоприятному исходу (3). Это указывает на важность дополнительного питания, которое лучше всего вводить через назоэзофагеальный или эзофагеальный зонд (Рисунок 1). Кроме того, менее благоприятный исход был связан с отказом от антибиотикотерапии. Это важная находка, которая согласуется с недавними публикациями о наличии бактериальных инфекций у кошек при панкреатите. Предполагается, что бактериальная инфекция печени и поджелудочной железы обусловлена восходящим инфицированием из верхних отделов тонкого кишечника через желчные и поджелудочные протоки. Чаще всего в таких случаях обнаруживают бактериальную ДНК рода E. coli (4). Поэтому при тяжелом остром панкреатите целесообразно предполагать наличие бактериальной инфекции кишечными возбудителями и эмпирически лечить ее антибиотиками.
«
«Кошки способны усваивать очень большое количество жиров, и в настоящее время данных в пользу ограничения потребления жиров при панкреатите у кошек нет».
Стандартное лечение включает обезболивание (например, бупренорфин), противорвотные препараты (маропитант, ондансетрон), энтеральное питание с высоким содержанием белка и, при тяжёлом течении, антибиотики. При невозможности кормления — назоэзофагеальный зонд. Ограничение жиров в рационе не требуется.
Как упоминалось выше, всем кошкам при панкреатите очень важно обеспечить обезболивание. Лучшими препаратами считают производные морфина, такие как бупренорфин, вводимый парентерально. Также следует назначать противорвотные препараты; в этих случаях эмпирически доказана эффективность маропитанта и ондансетрона, иногда в сочетании. Кроме того, хотя ранее у кошек рецепторы допамина D2 не выявляли, известно, что при функциональной кишечной непроходимости у кошек с панкреатитом может быть эффективен метоклопрамид, поэтому он также может применяться в качестве антиэметика.
В ветеринарной медицине общепризнано, что при критических состояниях важное значение имеет состояние желудочно-кишечного тракта и что энтеральное питание при возможности его проведения предпочтительнее парентерального. Отсутствие энтерального питания может приводить к нарушению моторики желудочно-кишечного тракта и развитию морфологических изменений в кишечнике, таких как атрофия ворсинок. Показано, что такие изменения сопровождаются повышением частоты транслокации бактерий и эндотоксинов в периферический кровоток. Таким образом, раннее начало энтерального поддерживающего питания при анорексии у кошек важно всегда, но особенно – при подозрении на панкреатит. Поскольку в большинстве случаев кошки попадают к ветеринарному врачу уже после нескольких дней анорексии, энтеральное питание следует возобновлять как можно скорее. В одном исследовании кормление через назогастральный зонд оценивали в 55 случаях острого панкреатита у кошек (5). Сравнивали парентеральные инфузии аминокислот/декстрозы и энтеральное кормление. Кормление через назогастральный зонд кошки в этом исследовании переносили очень хорошо (Рисунок 2), между группами не было выявлено различий по клиническим показателям и исходам. Энтеральное питание у кошек противопоказано только при некупируемой рвоте, но в таких случаях следует назначать противорвотные средства. Хороший вариант для средне- и долгосрочного лечения представляют эзофагеальный зонд или гастростома; однако, поскольку их установка требует анестезии, а пациент может быть ослаблен, очень эффективным, особенно в первые дни лечения, может быть кормление через назоэзофагеальный зонд (6).
Диета таких пациентов должна содержать большое количество белков, поскольку у кошек высокая потребность в пищевых белках (7). Эта потребность увеличивает риск снижения безжировой мышечной массы тела при голодании, чего следует по возможности избегать. Кроме того, при анорексии может снижаться поступление ряда аминокислот, таких как аргинин и метионин, что, в свою очередь, может привести к развитию липидоза печени, поскольку эти аминокислоты необходимы для формирования аполипопротеинов и перераспределения жира из печени в другие органы. Кроме того, у человека показано, что при тяжелых заболеваниях в модулировании воспалительных и иммуноопосредованных реакций могут играть роль и другие питательные вещества, такие как глутамин, триптофан и жирные кислоты. Показано, что добавление в диету этих ключевых питательных веществ позволяет снизить сроки госпитализации и частоту развития инфекций (8). Важно заметить, что кошки способны усваивать очень большое количество жиров, и в настоящее время данных в пользу ограничения потребления жиров при панкреатите у кошек нет.
Заключение
Практикующему врачу следует помнить, что панкреатит у кошек часто проявляется нечеткими и неспецифичными симптомами, поэтому его можно не обнаружить. Панкреатит у кошек – диагноз клинический, устанавливаемый на основе совокупности клинических проявлений, данных лабораторной диагностики и ультразвукового исследования. Раннее и продуманное вмешательство повысит скорость выздоровления, для чего требуются как соответствующая лекарственная терапия, включая обезболивание и назначение антибиотиков, так и особая диета с высоким содержанием белков, вводимая по возможности энтеральным путем.