Введение
Рабочие и спортивные собаки — профессиональные атлеты, которые должны обладать целым рядом особых физических качеств. Ставки очень высоки, ведь от их способности быстро и четко выполнять свои обязанности зависит как их собственная безопасность, так и безопасность многих людей. Собак часто привлекают, когда необходимо моментально броситься в погоню или провести поиск на пересеченной местности. Поскольку для обучения таких особенных животных требуются немалые ресурсы, велика заинтересованность в том, чтобы они как можно дольше оставались на пике формы. Обеспечение грамотного обучения этих собак — ключевой аспект ухода за ними и подготовки к любым ситуациям, в которых они могут оказаться по долгу службы. Вырабатывать условные рефлексы и тренировать нервно-мышечные связи у щенков, которые в будущем должны стать рабочими и спортивными собаками, нужно начинать практически с первых дней жизни; основываясь на данных, которые мы получаем из гуманного спорта, можно предположить, что такое раннее начало позволит улучшить рабочие качества и снизить риск травматизма.
Конечно, не всем щенкам предстоит стать служебными собаками, но принципы обучения служебных собак можно применить и к домашним питомцам. Обучение щенка основам физической нагрузки способно принести немалую пользу во взрослом возрасте. Как и тренировки для людей, оно позволяет контролировать массу тела, обеспечивает более здоровый метаболический профиль, снижает риск возникновения травм и ряда хронических заболеваний, а также помогает сделать жизнь животного более легкой и безболезненной.
Физические требования, предъявляемые к спортивным собакам
Создание программ обучения для рабочих и спортивных собак высокого уровня подготовки требует детального понимания физиологических и биомеханических качеств, которые необходимы для выполнения их обязанностей. Животные вовлечены в разные виды деятельности: от пробежек на прогулке до спортивных состязаний высшего класса и несения службы. Интенсивность физической нагрузки варьируется: собака может быть «туристом выходного дня» или заниматься спортом высших достижений, поиском и спасением, бегом на короткие или длинные дистанции. Большинству этих активных животных нужно уметь быстро бегать, перепрыгивать препятствия, резко разворачиваться на полном ходу, перебираться через стены и заборы, а также в ряде случаев выдерживать высокие компрессионные и изгибающие нагрузки на позвоночник.
Поисковые собаки работают в помещениях, на открытых пространствах, в транспорте и в других местах — часто в таких условиях, когда требуется ползти или передвигаться по нестабильным поверхностям, не испытывая усталости (Рисунок 1). Таким образом, для максимально эффективной работы таким собакам необходимы многие физические качества, такие как сила, выносливость, гибкость, проприоцепция и чувство равновесия. Некоторые из этих способностей можно смело развивать у щенков, принимая в расчет породу, возраст, рацион, окружение и другие факторы, влияющие на развитие.
.png)
Повреждения опорно-двигательного аппарата у спортивных собак
Осведомленность о самых распространенных травмах спортивных собак и их типах позволяет включить в программу тренировок профилактические меры. Информацию о повреждениях опорно-двигательного аппарата у рабочих и спортивных собак можно найти в различных публикациях, хотя некоторые сведения получены от владельцев или хендлеров, а не из заключений ветеринарных врачей. Чтобы определить причины ухода животных со службы, в рамках одного ретроспективного исследования были изучены данные 245 военных служебных собак (ВСС). Оказалось, что в 56,3% случаев причиной демобилизации животных в возрасте пяти лет и старше стали заболевания позвоночника и дегенеративные заболевания суставов (ДЗС) (1). Аналогичным образом, более ранее ретроспективное исследование данных 927 ВСС показало, что дегенеративные заболевания аппендикулярных суставов (19,2%) и болезни позвоночника / синдром конского хвоста (15,6%) — две из трех основных причин смерти или эвтаназии (2). Анализ информации о ВСС, проходивших лечение от небоевых травм во время конфликта в Ираке, показал, что повреждения опорно-двигательного аппарата находятся на четвертом месте среди самых распространенных причин для обращения к ветеринарному врачу (3), а сравнение отчетов об оказании экстренной ветеринарной помощи полицейским и домашним немецким овчаркам говорит о том, что число ортопедических травм у полицейских собак больше (4). Немаловажный факт: полицейские кинологи из Новой Зеландии отмечают, что только 29% их подопечных не имеют таких проблем, причем этот показатель значительно снижается с возрастом (5). У поисковых собак, работавших на месте теракта 11 сентября 2001 года, в среднем диагностировали по две проблемных ситуации с позвоночником или опорно-двигательным аппаратом каждые 1000 поисковых часов (6), тогда как ретроспективный интернет-опрос владельцев животных, занимающихся аджилити, показал, что 32% собак на тренировках или соревнованиях получили как минимум одну травму (7). Практически такой же результат (33%) дал другой опрос владельцев таких животных (8), причем в 58% случаев собаки травмировались во время соревнований. В целом повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата представляют собой основную причину медицинских вмешательств, ухода со службы или прекращения выступлений на соревнованиях для рабочих собак, что говорит об исключительной важности разработки стратегии профилактики.
Программы профилактики травм и улучшения рабочих качеств
Внедрение программ тренировки нервно-мышечных связей показало свою эффективность в детском и юношеском спорте, позволив снизить риск возникновения травм опорно-двигательного аппарата. У этих программ есть ряд отличий, но, как правило, они включают в себя упражнения на развитие чувства равновесия и проприоцепции, плиометрику и координацию. Программы длительностью шесть недель и более были интегрированы в стандартный тренировочный процесс. Благодаря им удалось уменьшить количество спортивных травм нижних конечностей (9-11) и таких специфических повреждений, как разрыв передней крестообразной связки (12) или растяжение голеностопа (13), а также улучшить равновесие и ощущение тела в пространстве (14) у молодых спортсменов. На сегодняшний день большинство исследований в основном посвящены детям среднего и старшего школьного возраста; профилактику травматизма, улучшение физических качеств и специфические программы тренировок у младших спортсменов еще предстоит изучить.
Недостаточная подготовка представляется существенным фактором травматизма в спорте у молодых атлетов. Удивительно, но многие рабочие собаки также недостаточно натренированы, несмотря на высокие требования, которые к ним предъявляются в силу их обязанностей. Некоторые травмы таких животных аналогичны тем, что получают спортсмены-люди, поэтому при тренировке щенков применяются схожие стратегии, которые позволяют уменьшить количество травм в процессе работы. Эти программы включают знакомство с непривычными поверхностями и препятствиями, а также взаимодействие с людьми. Предполагается, что они должны наделить щенков дополнительными умениями, в частности способностью ориентироваться, уверенностью, ощущением тела в пространстве и проприоцепцией. Насколько известно авторам, нет публикаций, посвященных программам, которые безопасно и эффективно соотносятся с этапами роста щенков. Создание методик тренировки нервно-мышечных связей, соответствующих возрастным стадиям, требует понимания процессов развития нервной системы щенков; их можно соотнести с фазами развития детей.
Развитие нервной системы человека и его влияние на спортивные достижения
Нейромоторные навыки у детей развиваются в цефалокаудальном (от головы к нижним конечностям) и проксимодистальном (от центра тела к периферическим конечностям) направлениях. В первый год жизни они находятся в фазе рефлекторных движений, в это время дети изучают свое тело и мир вокруг, что влияет на развитие нейронных связей между мозгом и телом. Сначала появляются примитивные рефлексы, такие как сосательный и рефлекс укоренения. Далее начинают формироваться обусловленные положением тела рефлексы, это подготовка к следующей стадии — этапу произвольных движений. Сюда входят установочный рефлекс — основа чувства равновесия, рефлекс ползания, который способствует развитию произвольной локомоции, и хватательный рефлекс. В первый год жизни младенец учится контролировать шею, держать голову, начинает совершать несложные произвольные движения. В возрасте одного года движения становятся контролируемыми, благодаря чему ребенок может осваивать движения сегментами конечностей, совершать манипуляции с предметами и окружением. Во время фазы основных движений, которая приходится на период от 3 до 7 лет, дети исследуют возможности тела и движения, сложность которых постепенно нарастает. Сначала действия не координированы, усилия для их совершения чрезмерны, однако постепенно контроль и точность движений улучшаются (стадия формирования приходится на возраст от 3 до 5 лет). Сюда входит развитие таких действий, как бег и прыжки, балансирование на бревне или на одной ноге и (по завершении этой фазы) метание и ловля предметов. В этот период формируются основные навыки, необходимые для занятий спортом. Он очень важен, потому что стимулы окружающей среды на этой стадии значительно влияют на развитие основных движений. На самом деле некоторые действия могут оставаться на стадии формирования даже у взрослых, если им не обучать и не отрабатывать их. С 7 лет до 13 лет дети улучшают простые навыки, необходимые для совершения повседневных действий, но в зависимости от культурных и наследственных особенностей, а также от факторов окружающей среды они продолжают развивать все более сложные и точные последовательности действий, характерные для различных видов спорта. С 14 лет наступает фаза «пожизненного обучения»: дети отрабатывают и применяют навыки, которые, наряду с генетическими вариациями, окончательно завершат формирование различий между высококлассными спортсменами и остальными людьми.
В этот период существует колоссальный потенциал для улучшения развития навыков, и большинство исследований, посвященных молодым спортсменам, фокусируются именно на этой возрастной группе. Попытки формирования специализированных навыков на неподходящей стадии развития, вероятнее всего, будут малоэффективными (15).

Развитие нервной системы щенков
Ожидаемо, что центральная нервная система у собак развивается значительно быстрее, чем у людей. Спинной мозг щенков достигает зрелости к шести неделям, а головной мозг по уровню развития на 96% соответствует мозгу взрослого животного к четырем месяцам (16). Однако направление и последовательность нейромоторного развития во многом схожи с аналогичными процессами у людей. Щенки рождаются с развитым вестибулярным анализатором, поэтому умеют занимать правильное положение для кормления. Хотя у них еще нет мышечной координации и способности опираться на конечности, щенки смогут вставать на десятый-четырнадцатый день жизни (Рисунок 2). Через 5-6 дней после рождения щенки начинают опираться на передние конечности, в возрасте 7-10 дней встают на задние конечности. К двум неделям они способны удерживать свой вес на обеих парах конечностей, на 18-21-й день уже могут передвигаться, но движения при ходьбе не координированы. Спинальные и мышечные рефлексы могут начать развиваться через несколько дней после появления щенка на свет, однако они будут слабыми и невыраженными до возраста трех недель, когда повысится тонус мышц. Тактильная чувствительность конечностей (сначала передних) формируется к 5 неделям, а около 6-8 недель (хотя существуют расхождения, обусловленные породой) у щенков появляется «взрослая» осанка и способность поддерживать равновесие, в том числе постуральные рефлексы сначала передних, а затем и задних конечностей (17). Процесс поведенческого развития щенка включает в себя важный период социализации, который заканчивается в возрасте 13 недель. В это время очень важно разнообразие условий окружающей среды и знакомство щенков рабочих собак с различными зрительными, слуховыми и тактильными раздражителями. Правильное знакомство животных с питомником, домашним окружением и людьми позволяет значительно снизить стресс и отклонения в поведении (Рисунок 3), что приводит к повышению эффективности рабочих собак (18). Врожденные характеристики, такие как телосложение, также влияют на рабочие качества животных, однако эти способности можно существенно улучшить посредством грамотного изменения условий (тренировка нервно-мышечных связей). Результаты одного исследования на лошадях (19) показали, что скоростные характеристики лошади только на 35% можно объяснить генетикой, а остальные 65% зависят от факторов среды (питание, тренировки, условия содержания). Хотя у собак этот вопрос изучен мало, ранняя дрессировка в некоторой степени позволяет исправить неоптимальные врожденные особенности у псовых.
Регулярные тренировки пять дней в неделю в контролируемом окружении помогают повысить доверие и послушание, а также улучшить качество выполнения задач, которые ставятся перед минно-розыскными собаками в Администрации транспортной безопасности США (20). Этих щенков сравнивали с животными, которые тренировались всего раз в неделю, поэтому неизвестно, существует ли минимально необходимая для получения желаемых показателей частота занятий.

У щенков таможенных собак в Австралии наличие качеств, по которым можно было в некоторой степени судить об их способностях во взрослом возрасте, отмечалось к трем месяцам (21), а положительное подкрепление этих характеристик соотносилось с большими успехами. Это позволяет предположить, что вмешательства, влияющие на развитие нервной системы щенков, приносят пользу в возрасте до 12 недель.
.png)
.png)
Тренировка нервно-мышечных связей у щенков
Ранняя социализация щенков имеет ключевое значение для построения связи между человеком и животным, развития гибкости и адекватного взаимодействия с людьми, будь то рабочие и спортивные собаки или собаки-компаньоны. Программы социализации представляют собой знакомство щенков с различными новыми раздражителями, в том числе с людьми, животными и окружением. Такие методики имеют особое значение для щенков, растущих у профессиональных заводчиков или в питомниках для рабочих собак. В первые недели жизни, когда щенки еще не умеют ходить, они очень чувствительны к некоторым тактильным, температурным и локомоторным раздражителям. Поэтому в первые три недели щенка нужно брать на руки и дать ему испытать еще ряд физических ощущений (22). Программу опробовали на группе щенков рабочих собак, новые стимулы им предложили в период между третьим и шестнадцатым днем жизни. Один раз в день по 3-5 секунд изменяли положение головы и тела, проводили тактильные межпальцевые стимуляции и температурные стимуляции (щенка на короткий промежуток времени сажали на охлажденное влажное полотенце). Животные, прошедшие эти манипуляции, проявляли исследовательский интерес, были активнее, напористее в соревновательных и спокойнее в проблемных ситуациях, реже допускали ошибки и испытывали меньше стресса (23). С трех и до 12-14 недель (оставшуюся часть периода социализации) щенкам можно предлагать более сложные зрительные, слуховые и тактильные раздражители.
Знакомство с новыми поверхностями, препятствиями и другими стимулами окружения может совпадать с началом нервно-мышечной тренировки (Рисунок 4). Программы дрессировки щенков должны быть направлены на развитие равновесия и устойчивости, общую физическую подготовку и, в перспективе, формирование специфических навыков. Когда животным исполняется три недели и они начинают некоординированно двигаться, арсенал приемов моторного обучения расширяется. Статический баланс с поддержкой можно отрабатывать, поставив щенка на слегка нестабильную поверхность, например на поролоновую подушку.

Когда животное начинает ходить и его координация улучшается (3-6 недель), равновесие начинают отрабатывать в динамике — разрешают щенку ходить по колеблющейся поверхности (поролоновая подушка или матрас). В возрасте пяти недель, когда формируется тактильная чувствительность, можно добавить изменения рельефа и небольшие препятствия. Проприоцептивное обучение исключительно важно, особенно для задних конечностей, поскольку, как правило, нетренированные собаки отличаются недостаточным для безопасного и координированного передвижения ощущением тела в пространстве именно в этой области. В период с 12 до 16 недель щенкам можно предложить более сложные задания: зайти и выйти из коробки, пройти по умеренно нестабильной поверхности, используя диски для поддержания равновесия, а также другие надувные предметы, развернуться на ходу, а также добавить в тренировку упражнения на отведение, приведение и вращательные движения (Рисунок 5).
.png)
Также возможны щадящие сердечно-сосудистые тренировки, особенно полезны короткие 30-секундные заплывы или пребывание в воде, когда щенок пытается добраться до игрушек (Рисунок 6). В возрасте 4-6 месяцев щенкам предлагаются более сложные функциональные задания, например смена положения (стоять — сидеть — стоять, стоять — лежать — стоять) на нестабильных поверхностях (Рисунок 7), возврат в стабильное состояние из крайних положений. Также можно отрабатывать комбинированные движения – поворот во время преодоления препятствий или при передвижении ползком. Следует включить упражнения, имеющие конкретную цель и направленные на решение задач, например передвижение по полосе препятствий за вознаграждение; можно удлинить заплывы (до 1-2 минут). С щенками 6-12 месяцев нужно тренировать более сложные двигательные навыки: подниматься по ступеням лестницы, проводить поиск на нестабильной поверхности, подниматься и спускаться по пандусам, ходить, поставив передние лапы на кресло на колесиках. На этом этапе также стоит отработать более сложные варианты уже изученных навыков. В возрасте одного года нужно отточить высокоспецифичные умения, чтобы максимизировать эффективность выполнения служебных обязанностей или выступления на соревнованиях. Сюда входит постепенное выстраивание комбинаций сложных движений, требующих ловкости, и динамичных, высокоэффективных или резких силовых действий (16).
Безопасные программы дрессировки должны соответствовать уровню нейромоторного развития, чтобы снизить вероятность повреждения таких структур, как эпифизарные пластинки, которые являются одной из самых легкотравмируемых частей несформировавшегося растущего скелета (24). У большинства собак крупных пород эти пластинки остаются открытыми до одного года, поэтому, хотя плиометрические тренировки включены во многие программы подготовки молодых спортсменов-людей, при работе с щенками, чей скелет еще не сформирован до конца, следует избегать упражнений, которые включают в себя повторяющиеся высокие нагрузки (например, прыжки с высоты, длительный бег).
.png)
.png)
Заключение
Методы дрессировки, описанные в этой статье, имеют своей целью улучшение эффективности работы и снижение риска травматизма у рабочих собак. Однако такие взаимодействия с раздражителями в окружении подходят всем щенкам — от домашних питомцев до профессиональных спортсменов. У собак можно развивать способности к решению задач, повышать уверенность и эффективность выполнения как повседневных действий, так и сложных функциональных заданий. Специалисты-практики, имеющие представление о стадиях развития нервной системы собак и использующие эти знания для внедрения прогрессивных методик функциональных тренировок, могут способствовать формированию тесной связи «человек — собака», снизить риск травматизма у животных и в целом повысить качество жизни собаки независимо от рода ее занятий.
-
1.Evans RI, Herbold JR, Bradshaw BS, et al. Causes for discharge of military working dogs from service: 268 cases (2000-2004). J Am Vet Med Assoc 2007;231(8):1215-1220.
-
2.Moore GE, Burkman KD, Carter MN, et al. Causes of death or reasons for euthanasia in military working dogs: 927 cases (1993-1996). J Am Vet Med Assoc 2001;219(2):209-214.
-
3.Takara MS, Harrell K. Noncombat-related injuries or illnesses incurred by military working dogs in a combat zone. J Am Vet Med Assoc 2014;245(10):1124-1128.
-
4.Parr JR, Otto CM. Emergency visits and occupational hazards in German Shepherd police dogs (2008-2010). J Vet Emerg Crit Care 2013;23(6):591-597.
-
5.Baltzer WI, Owen R, Bridges J. Survey of handlers of 158 police dogs in New Zealand: functional assessment and canine orthopedic index. Front Vet Sci 2019;6:85.
-
6.Slensky KA, Drobatz KJ, Downend AB, et al. Deployment morbidity among search-and-rescue dogs used after the September 11, 2001, terrorist attacks. J Am Vet Med Assoc 2004;225(6):868-873.
-
7.Cullen KL, Dickey JP, Bent LR, et al. Survey-based analysis of risk factors for injury among dogs participating in agility training and competition events. J Am Vet Med Assoc 2013;243(7):1019-1024.
-
8.Levy M, Hall C, Trentacosta N, et al. A preliminary retrospective survey of injuries occurring in dogs participating in canine agility. Vet Comp Orthop Traumatol 2009;22(4):321-324.
-
9.Foss KDB, Thomas S, Khoury JC, et al. A school-based neuromuscular training program and sport-related injury incidence: a prospective randomized controlled clinical trial. J Athl Train 2018;53(1):20-28.
-
10.Rössler R, Donath L, Verhagen E, et al. Exercise-based injury prevention in child and adolescent sport: a systematic review and meta-analysis. Sports Med 2014;44(12):1733-1748.
-
11.Soomro N, Sanders R, Hackett D, et al. The efficacy of injury prevention programs in adolescent team sports: a meta-analysis. Am J Sports Med 2016;44(9):2415-2424.
-
12.Mandelbaum BR, Silvers HJ, Watanabe DS, et al. Effectiveness of a neuromuscular and proprioceptive training program in preventing anterior cruciate ligament injuries in female athletes: 2-year follow-up. Am J Sports Med 2005;33(7):1003-1010.
-
13.Verhagen E, van der Beek A, Twisk J, et al. The effect of a proprioceptive balance board training program for the prevention of ankle sprains: a prospective controlled trial. Am J Sports Med 2004;32(6):1385-1393.
-
14.McLeod TC, Armstrong T, Miller M, et al. Balance improvements in female high school basketball players after a 6-week neuromuscular-training program. J Sport Rehabil 2009;18(4):465-481.
-
15.Goodway JD, Ozmun JC, Gallahue DL. Motor Development: Theoretical Models. In: Understanding Motor Development: Infants, Children, Adolescents, Adults. 8th ed. Burlington, MA: Jones and Bartlett Learning, 2019;46-62.
-
16.Pierce B. Neuromotor development in puppies: implications for training and fitness. Presented at the 11th International Working Dog Conference, IWDBA. Stockholm, Sweden; 2019 Sep.
-
17.Lavely JA. Pediatric neurology of the dog and cat. Vet Clin North Am Small Anim Pract 2006;36(3):475-501.
-
18.Rooney NJ, Gaines SA, Bradshaw JW. Behavioural and glucocorticoid responses of dogs (Canis familiaris) to kennelling: investigating mitigation of stress by prior habituation. Physiol Behav 2007;92:847-854.
-
19.Cunningham P. The genetics of thoroughbred horses. Sci Amer 1996;264:91-98.
-
20.Otto C. Early puppyhood education, what are the pros and cons for detection dogs? Presented at the 9th International Working Dog Conference, IWDBA. La Grande Motte, France; 2015.
-
21.Champness KA. Development of a breeding program for drug detector dogs: based on studies of a breeding population of guide dogs. PhD thesis, Department of Agriculture and Resource Management, The University of Melbourne, 1996.
-
22.Howell T, King T, Bennett P. Puppy parties and beyond: the role of early age socialization practices on adult dog behavior. Vet Med 2015;6:143-152.
-
23.Battaglia CL. Periods of early development and the effects of stimulation and social experiences in the canine. J Vet Behav 2009;4(5):203-210.
-
24.Mirtz TA, Chandler JP, Eyers CM. The effects of physical activity on the epiphyseal growth plates: a review of the literature on normal physiology and clinical implications. J Clin Med Res 2011;3(1):1-7.