Введение
Наблюдение за игрой ребенка и щенка, когда первый смеется, а второй резвится вовсю, и оба наслаждаются совместным времяпрепровождением, вызывает радость и пробуждает теплые чувства (Рисунок 1). Прохожие обычно улыбаются и получают удовольствие, глядя на это простое взаимодействие между человеком и животным (human-animal interaction, HAI).
Многие люди на интуитивном уровне любят смотреть и участвовать в подобном общении, и многим животным-компаньонам, особенно собакам и щенкам, кажется, тоже это нравится. Научные исследования HAI, известные как антрозоология, помогают собирать свидетельства о разных видах положительного влияния взаимодействия между людьми и животными-компаньонами, причем это работает в обе стороны. Однако очень часто эти сведения касаются именно человека. Немалая часть достоверных исследований в этой области (благодаря финансированию со стороны научного центра Waltham Petcare и Национального института здоровья детей и развития человека имени Юнис Кеннеди Шрайвер) фокусируется на детях.

Животные-компаньоны играют важную роль в жизни детей
Около 60% домохозяйств в США содержат домашних животных, приблизительно 70% питомцев живут в семьях с детьми (1). Ошеломляющая статистика говорит о важности животных в жизни детей: они чаще растут в общении с питомцами, чем с отцом. Исследования показывают, что животные влияют на жизнь детей разными способами, начиная с самого раннего возраста (1).
Например, в список слов, наиболее часто встречающихся в речи маленьких детей, входят «кошка», «собака» и кличка питомца. Младенцы также отдают предпочтение животным, когда им предлагают одушевленные и неодушевленные стимулы. Они охотнее реагируют на них, обращают взгляд в их сторону. В рамках серии экспериментов маленькие дети смотрели на животных, улыбались, смеялись, махали им, один ребенок даже послал воздушный поцелуй. По отношению к неодушевленным стимулам они не проявляли такого поведения (1).
К дошкольному возрасту дети умеют различать кошек, собак, щенков и котят, они знают, что взрослые особи заботятся о детенышах (3). При оформлении помещений в детских садах и начальной школе изображения животных присутствуют практически везде — в книгах, на стенах, на одежде, рюкзаках, школьных принадлежностях, в планах уроков и домашних заданиях; в некоторых учебных учреждениях даже есть свои питомцы. На протяжении десятилетий учителя знают о врожденном интересе детей к животным и используют это, чтобы сделать уроки интересными и увлекательными.
Повсеместное присутствие животных в жизни детей сподвигло ученых исследовать то, каким образом питомцы влияют на их развитие (4), в том числе на способность справляться со стрессом, управление эмоциями, социальные взаимодействия, физическую активность, а также на формирование и развитие эмпатии и привычки заботиться о других. Чаще всего причинами, по которым родители заводят питомцев для детей, являются формирование ответственности, общение и развлечение. Они точно знают, что детям нравится находиться в обществе животных, во многом потому, что сами дети часто об этом говорят.
Положительное влияние животных на детей
Сейчас появляется все больше доказательств того, что животные оказывают преимущественно положительное воздействие в таких ключевых областях, как физиологическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие. Эти сведения приведены далее. Однако независимо от этих результатов, следует указать, что некоторые дети могут бояться животных, испытывать стресс, находясь рядом с ними, жестоко обращаться с питомцами или игнорировать их. Также возможны случаи травматизма (укусы, царапины) и передачи зоонозных заболеваний (4). Таким образом, очень важно дать родителям, другим членам семьи и друзьям четкие рекомендации о том, как научить детей безопасно взаимодействовать с животными (Рисунок 2).

Физиологическое развитие
Значительная часть исследований физиологических реакций людей на животных касается взрослых, однако недавние работы, посвященные детям, дают схожие результаты. Например, привязанность к питомцам связана с понижением систолического кровяного давления, причем такой эффект могут давать даже мысли о животном. У детей, которые живут в одном доме с кошками, отмечается уменьшение частоты пульса, когда они взаимодействуют со своими питомцами (5).
Хотя сейчас общение с животными становится достаточно распространенной практикой в медицинских учреждениях, позитивное влияние питомцев особенно заметно в педиатрических отделениях паллиативной помощи и онкологических диспансерах (6) — об этом сообщают дети, родители и медицинский персонал. Собаки-терапевты помогают уменьшить болевые ощущения у юных пациентов и даже быстрее восстановиться после операционного наркоза (6). Дети, находящиеся на лечении в стационаре, говорили, что после визита собаки-терапевта чувства дискомфорта, беспокойства, усталости, страха и грусти становятся слабее.
Одна из таких программ помощи работает на базе медицинского факультета Университета Содружества Вирджинии, она называется «Собаки на дежурстве» (https://chai.vcu.edu/programs-services/dogs-on-call) (7). Сейчас она объединяет 88 групп с собаками-терапевтами, которые регулярно посещают все стационарные отделения, относящиеся к университету.
И кинологи, и животные являются членами организаций канистерапии — Pet Partners или Alliance of Therapy Dogs, они прошли дополнительный курс обучения и сдали экзамены, чтобы стать участниками программы «Собаки на дежурстве». Пациенты, их семьи или медицинские работники могут пригласить группу в любое помещение в больнице, кроме операционного блока, родильного отделения, изолятора и столовой (Рисунок 3).
Пожалуй, неудивительно, что помимо перечисленных выше научных данных есть немало случаев из практики, подтверждающих благотворное влияние собак на пациентов стационара. Так, однажды в отделение неотложной помощи поступил не владеющий речью ребенок с ограниченными возможностями, попавший в серьезную аварию. Он сопротивлялся и мешал проведению медицинских процедур. Узнав, что ребенок любит собак, персонал клиники обратился к специалистам программы «Собаки на дежурстве». Когда группа прибыла на место, пациент быстро успокоился, сосредоточился на животном и позволил себя лечить. Поскольку его травмы требовали последующего лечения и восстановления, тот же кинолог и собака встретили мальчика на выходе из больницы, чтобы проводить его и помочь перенести следующий этап медицинских процедур.
.png)
Когнитивное развитие
В недавнее время возрос интерес к тому, как животные-компаньоны могут помогать людям в процессе обучения (8). В рамках рандомизированного контролируемого исследования ученые обнаружили, что взаимодействие с собакой в течение четырех недель по специальной программе оказало благотворное воздействие на исполнительные функции студентов колледжа. Это комплекс познавательных процессов, тесно связанных с успешностью в учебе и в жизни (9).
Программы «Чтение собакам» приобрели большую популярность в мире. Все началось с программы «Помощь собак в обучении чтению» (Reading Education Assistance Dogs® или R.E.A.D.®), которая появилась в 1999 году благодаря организации Intermountain Therapy Animals. На ее основе созданы программы, действующие в США, Канаде, Мексике и еще 24 странах (www.therapyanimals.org). По этой методике работают и многие другие обучающие курсы.
Несмотря на свидетельства учителей, родителей и кинологов об эффективности этих программ, в целом эмпирических данных пока недостаточно (10). Существующие доказательства говорят о том, что программы «Чтение собакам» особенно эффективны, когда у ученика высока потребность научиться (например, у тех, кто читает очень плохо). Потенциал этих методик заключается в том, что собака повышает позитивное отношение и мотивацию к занятиям у юных читателей; присутствие животного может придать ребенку уверенность, снизить уровень стресса и ощущение тревожности. К тому же собака оказывает поддержку и никогда не осуждает (8). С той же вероятностью животное-слушатель может способствовать большему вовлечению ребенка в процесс чтения; присутствие собаки оказывало схожий эффект на дошкольников — они начинали внимательнее относиться к заданиям (8).
Другая тема, которая широко обсуждалась в СМИ, — это собаки для аутистов. Перед такими животными ставятся две задачи: защищать детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) от несчастных случаев и травм, которые они могут себе нанести, и улучшать их социальные взаимодействия. Собака может не дать ребенку заблудиться, будучи вместе с ним на прогулке, дать ночью сигнал родителям о том, что ребенок выбрался из кровати (или даже решил выйти из дома) (11). Также есть сообщения о том, что наличие собаки улучшает семейные взаимоотношения и уменьшает тревожность у детей с расстройствами аутистического спектра (12). В целом воздействие животных дает комплексный результат, и такая роль может оказаться очень сложной для собаки. Вместо того, чтобы привязываться к одному человеку, как это обычно бывает у служебных собак, животному приходится чутко реагировать на одного или нескольких родственников, а также на ребенка, от которого очень часто нельзя получить эмоциональную отдачу в ответ. Из-за того, что дети с РАС нередко отличаются нерегулярным режимом сна, у собак не будет возможности удовлетворить свою потребность в отдыхе. При сопровождении ребенка в школу могут возникнуть трудности с соблюдением режима физической активности, кормления и питья (11).
Другое нарушение интеллектуального развития, на которое занятия с собаками, возможно, оказывают положительный эффект, — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Одно рандомизированное контролируемое исследование было посвящено сравнению уменьшения проявления поведенческих симптомов СДВГ в нескольких группах детей. Для одних проводили традиционные занятия с когнитивными терапевтами, у других эти методы сочетались с взаимодействием с собаками (13). В последней группе отмечены значительные улучшения, указывающие на то, что приобретенные навыки спокойного поведения, необходимые для взаимодействия с собаками, переносятся и на другие сферы жизни детей.
Социальное и эмоциональное развитие
У ученых есть основания полагать, что владение животным или общение с ним может благотворно влиять на социальное и эмоциональное развитие ребенка. Например, наличие собаки в доме способствует уменьшению риска возникновения тревожности у детей (14). Короткие нерегулярные взаимодействия с животным также вызывают положительные эмоции и снижают тревожность (15). У юных пациентов стационара после визита собак-терапевтов тоже отмечалось уменьшение тревожности (Рисунок 4) (16). Сильно привязанные к своим питомцам дети демонстрировали более высокий уровень эмпатии и социальной направленности (17).

В рамках одного из исследований провели сравнение взаимоотношений подростков с их питомцами и их братьями и сестрами (18). Результаты удивили всех: при общении с животными подростки меньше конфликтуют и получают больше удовлетворения, чем при взаимодействии с родственниками.
Привязанность к питомцу может представлять собой стабильные взаимоотношения в жизни ребенка, животные становятся источником психологического комфорта, безопасности и доверия, которых подросткам может не хватать (10). Кроме этого, питомцы дают старшим детям возможность примерить на себя роль опекуна (10) и тем самым учат их ответственности (19).
Обратная сторона привязанности — это потенциальная необходимость помочь ребенку пережить смерть животного. Как минимум одно исследование (20) представляет собой всесторонний анализ этой проблемы и предлагает конкретные пути ее преодоления.

Безопасность детей при общении с животными
В 1998 году в США было проведен подсчет травм от собачьих укусов, с которыми обращались в отделения неотложной помощи. На 10 тысяч человек пришлось 12,9 случая, причем с каждым годом число обращений по этой причине возрастало приблизительно на 914 новых укусов (21). Средний возраст пострадавших — 15 лет, больше всего укусов приходилось на детей, особенно мальчиков 5–9 лет. Чаще всего обращались с травмами лица, шеи и головы. В следующий раз такой статистический анализ провели в 2008 году. Его результаты сравнили с данными предыдущего исследования и обнаружили, что, несмотря на снижение числа подобных инцидентов, детям медицинская помощь требуется чаще, чем взрослым (22). Авторы пришли к выводу, что укусы собак по‑прежнему представляют угрозу для здоровья.
Интересно, что в результате исследования числа травм, полученных от животных-компаньонов жителями Нидерландов в течение года (апрель 2015 – март 2016), выяснилось, что пострадавших больше всего среди взрослых женщин и повреждения наносили в основном лошади (хотя самые распространенные домашние питомцы в Нидерландах — кошки и собаки). Чаще всего это были переломы и ушибы, а не раны (23). Можно предположить, что это связано с размерами животных, поскольку вероятность получить травму от крупной особи выше, чем от маленькой. Однако в материалах исследования нет данных о том, были ли эти повреждения нанесены случайно (например, лошадь наступила человеку на ногу) или вызваны стрессом и агрессией животного. Определить причину травм, полученных от четвероногих компаньонов, достаточно сложно, потому что в медицинских отчетах редко есть данные о том, что предшествовало инциденту. Однако найти ответ на этот вопрос важно для предотвращения травматизма.
Одна из программ, разработанных специально для уменьшения числа инцидентов с собаками и детьми, называется The Blue Dog (www.thebluedog.org). Чаще всего кусают именно домашние питомцы, причем к этому приводят действия, которые люди считают безобидными. Родители пострадавших нередко бывают удивлены, они объясняют, что всё произошло очень быстро и раньше собака никогда не проявляла агрессии по отношению к ребенку. К сожалению, это часто говорит о непонимании поведения собаки, которая испытывает возрастающий стресс и дискомфорт в сложившихся условиях. Программа The Blue Dog предоставляет различные образовательные ресурсы, в том числе игру, где есть описания примеров взаимодействия между детьми и собаками, которые могут привести к укусам (Рисунок 5).
.png)
С помощью программы можно оценить, насколько дети способны научиться принимать безопасные решения после получения вербальной оценки или дополнительных занятий по методике The Blue Dog вместе с родителями (24); результаты говорят о росте числа безопасных решений после каждого этапа занятий во всех возрастных группах (в испытаниях приняли участие дети от 3 до 6 лет). Все дети сохранили способность делать правильный выбор и через две недели после прохождения курса. Дети младше 6 лет добивались наилучших результатов, когда занимались вместе с родителями. Целью последующего исследования (25) было выяснить, как родители и дети понимают язык тела собак. Взрослые редко ошибались, когда нужно было по выражению на морде определить признаки агрессии у животных. Однако дети 4–6 лет часто принимали рычащую и скалящую зубы собаку за дружелюбное «улыбающееся» животное, что обеспокоило исследователей.
В дальнейшем, после того как дети научатся распознавать признаки стресса у собак, им нужно постоянно напоминать, чтобы они продолжали верно понимать эти сигналы и правильно вели себя по отношению к животным. Ничто не заменит контроля родителя, наблюдающего за игрой ребенка и собаки. В Таблице 1 перечислены ресурсы, которые помогут обеспечить всеобщее благополучие.
.png)
Заключение
Исследователи, изучающие взаимодействие детей с животными-компаньонами, приходят к выводу: эти взаимоотношения оказывают немало благоприятных эффектов. Научные данные подтверждают то, что для многих людей очевидно: питомцы могут облегчить процесс физиологического, когнитивного, социального и эмоционального развития детей и одновременно подарить им положительные эмоции. Однако остается немало вопросов, касающихся условий, которые позволят добиться максимального положительного эффекта от таких взаимодействий и предотвратить потенциально опасные ситуации. На каждого ребенка животные влияют по‑разному. Питомец в семье может оказать поддержку одного рода, собака-слушатель на еженедельных занятиях чтением — другого, собака-терапевт в стационаре — третьего. Как часто, как долго, при каких обстоятельствах — эти вопросы продолжают занимать ученых. Независимо от условий, в которых происходит взаимодействие между ребенком и животным, безопасность всех участников процесса должна оставаться в приоритете.
-
1.DeLoache JS, Pickard MB, LoBue V. How very young children think about animals. In: McCardle P, McCune,S, Griffin J, et al. (eds.) How Animals Affect Us. Washington DC: American Psychological Association, 2011;85-100.
-
2.Esposito L, McCardle P, Maholmes V, et al. In; McCardle P, McCune, S, Griffin J, et al (eds). Animals in Our Lives: Human-Animal Interaction in Family, Community, & Therapeutic Settings. Baltimore, MD: Brookes Publishing 2011;1-5.
-
3.Beck, AM. Animals and child health and development. In: McCardle P, McCune S, Griffin J, et al (eds). Animals in Our Lives: Human-Animal Interaction in Family, Community, & Therapeutic Settings. Baltimore MD: Brookes Publishing 2011;43-53.
-
4.Melson GF, Fine AH. Animals in the lives of children. In: Fine AH (ed). Handbook on Animal Assisted Therapy. 5th Edition. London: Academic Press, 2019;249-269.
-
5.Wanser SH, Vitale KR, Thielke LE, et al. Spotlight on the psychological basis of childhood pet attachment and its implications. Psychol Res Behav Manag 2019;12:469.
-
6.McCullough A, Jenkins MA, Ruehrdanz A, et al. Physiological and behavioral effects of animal-assisted interventions on therapy dogs in pediatric oncology settings. Appl Anim Behav Sci 2018;200:86-95.
-
7.Barker SB, Vokes RA, Barker RT. Animal-Assisted Interventions in Health Care Settings: A Best Practices Manual for Establishing New Programs. Lafayette, IN: Purdue University Press 2019;1-70.
-
8.Gee N, Fine A, McCardle P. (eds.). How Animals Help Students Learn: Research and Practice for Educators and Mental-Health Professionals. New York, NY: Routledge Publishers, Taylor & Francis Group 2017;1-250.
-
9.Pendry P, Carr AM, Gee NR. Randomized controlled trial examining effects of varying levels of Human-Animal Interaction and risk-status on students’ executive function in a university-based Animal Visitation Program (AVP). PLoS One (In Press).
-
10.Hall, SS, Gee NR, Mills DS. Children reading to dogs: a systematic review of the literature. PloS one 2016;11(2):e0149759.
-
11.Harrison KL, Zane T. Is there science behind that? Autism service dogs. Sci Autism Treat 2017;14(3):31-36.
-
12.Wright H, Hall S, Hames A, et al. Pet dogs improve family functioning and reduce anxiety in children with autism spectrum disorder. Anthrozoös 2015;28(4):611-624.
-
13.Schuck SE, Johnson HL, Abdullah MM, et al. The role of animal assisted intervention on improving self-esteem in children with attention deficit/hyperactivity disorder. Front Pediatr 2018;6:300.
-
14.Gadomski AM, Scribani MB, Krupa N, et al. Pet dogs and children’s health: opportunities for chronic disease prevention? Preventing Chronic Disease. 2015;12:1-10.
-
15.Crossman MK, Kazdin AE, Matijczak A, et al. The influence of interactions with dogs on affect, anxiety, and arousal in children. J Clin Child Adolesc Psychol 2018;53:1-14.
-
16.Hinic K, Kowalski MO, Holtaman K, et al. The effect of a pet therapy and comparison intervention on anxiety in hospitalized children. J Pediatr Nurs 2019;46:55-61.
-
17.Vidović VV, Štetić VV, Bratko D. Pet ownership, type of pet and socio-emotional development of school children. Anthrozoös 1999;12(4):211-217.
-
18.Cassels M, White N, Gee N, et al. One of the family? Measuring children’s relationships with pets and siblings. J Appl Dev Psychol 2017;49:12-20.
-
19.Fifield SJ, Forsyth DK. A pet for the children: factors related to family pet ownership. Anthrozoös 1999;12(1):24-32.
-
20.Toray T. Children’s bereavement over the deaths of pets. In: Corr CA, Balk DE (eds.) Children’s Encounters with Death, Bereavement and Coping. New York; NY Springer Publishing Co, 2010;237-256.
-
21.Weiss HB, Friedman DI, Coben JH. Incidence of dog bite injuries treated in emergency departments. J Am Med Assoc 1998;279(1):51-53.
-
22.Gilchrist J, Sacks JJ, White D, et al. Dog bites: still a problem? Injury Prev 2008;14(5):296-301.
-
23.van Delft EA, Thomassen I, Schreuder AM, et al. The dangers of pets and horses, animal related injuries in the emergency department. Trauma Case Rep 2019;20:100179.
-
24.Meints K, De Keuster T. Brief report: don’t kiss a sleeping dog: the first assessment of “The Blue Dog” bite prevention program. J Pediatr Psychol 2009;34(10):1084-1090.
-
25.Meints K, Brelsford V, De Keuster T. Teaching children and parents to understand dog signalling. Front Vet Sci 2018;5:257.