Введение
«Когда с животными жестоко обращаются, люди оказываются в зоне риска; когда жестоко обращаются с людьми, в зону риска попадают животные». Это высказывание Фила Аркоу, всемирно известного борца против насилия и специалиста по взаимодействию между человеком и животным, как нельзя лучше подходит для начала разговора о жестоком обращении с животными и о его влиянии на общество. Жестокое обращение с животными можно определить как «намеренное действие, которое приносит вред отдельной особи». Это проблема мирового масштаба, степень страданий животных не поддается оценке (1). Однако несмотря на это, жестокое обращение в качестве предмета исследований пока привлекает лишь незначительное внимание (2). В средствах массовой информации нередко появляются сообщения о случаях насилия по отношению к животным, но действительная частота подобных происшествий остается невыясненной. Этому есть несколько причин, в том числе и факт, что ветеринарным врачам может быть трудно распознать признаки жестокого обращения, но даже при возникновении подозрений они могут не сообщать об этом властям, опасаясь ошибиться и выдвинуть ложное обвинение. Поэтому о насилии по отношению к животным становится известно слишком редко (3). И к сожалению, в программу обучения студентов ветеринарных специальностей редко входят способы определения признаков жестокого обращения и борьбы с ним.
Животные часто служат индикаторами здоровья и благополучия людей, об этом говорят взаимосвязи между жестоким обращением с питомцами, семейным насилием и насилием в обществе (4, 5). Существует немало доказательств, что те, кто проявляет жестокость к животным, могут демонстрировать аналогичное поведение по отношению к уязвимым категориям населения — детям или пожилым людям. Нередко у осужденных за убийство в биографии обнаруживаются случаи жестокого обращения с животными (6).
Если ветеринарные врачи научатся замечать тревожные сигналы, это может помочь выяснить, есть ли в семье случаи домашнего насилия или жестокого обращения с детьми. В этой статье речь пойдет в основном о намеренном причинении вреда здоровью (NAI — non-accidental injury), то есть физическом насилии (7), хотя к жестокому обращению с животными можно отнести также пренебрежение и насильственные действия сексуального характера. NAI всегда умышленно и может принимать различные формы, включая избиение, встряхивание, швыряние, отравление, поджигание, ошпаривание, удушение механическое и удушение газом. Клиническими признаками избиения и других видов насилия могут стать повреждения скелета, мягких тканей и внутренних органов (Рисунок 1) (8).
.png)
Образ мышления ветеринарного врача
Иногда признаки насилия очевидны, но ветеринарные врачи не обращают на них внимания: в силу призвания и выбранной профессии им сложно принять, что люди могут жестоко обращаться с животными. Ветеринарные врачи зачастую не осознают, что отдельные травмы и несчастные случаи связаны с насилием. Кроме этого, в ряде случаев у животных нет внешних повреждений, только внутренние травмы (переломы и кровоизлияния). Широко распространено мнение, что домашних животных, подвергающихся насилию, не приводят в ветеринарные клиники. Это неверно, такие животные так же часто попадают на прием, как и те, с кем хорошо обращаются (9). В большинстве случаев животное на прием приводит не обидчик, а кто-то другой (его партнер или еще кто-то из членов семьи). Кроме того, подвергающихся насилию животных часто водят в разные клиники, поэтому ветеринарный врач может даже не знать, что не только он работает с этим пациентом. С другой стороны, даже если животное осматривают несколько специалистов одного лечебного учреждения, факт насилия не всегда устанавливается немедленно. Коллеги — врачи, стоматологи и другие ветеринарные специалисты – сталкиваются с одной и той же дилеммой. Самое сложное в определении и диагностике факта жестокого обращения – справиться с сильным эмоциональным блоком. Профессионалам приходится принуждать себя предполагать в первую очередь насилие. Только признав существование этой проблемы, ветеринарные специалисты смогут помочь разорвать порочный круг жестокости (Рисунок 2) (10). На самом деле NAI необходимо включить в список дифференциальных диагнозов для многих случаев, с которыми обращаются в клинику (8).
.png)
Как можно выявить NAI?
Распознать NAI можно только с помощью комбинации определенных признаков и у животного, и у владельца, приведенных в Блоках 1 и 2. Так, поведение человека может вызвать подозрения. Например, если он называет разные причины физических повреждений. Сначала это другая собака, которая села на травмированное животное, а на второй консультации — уже столкновение с велосипедом. В ряде случаев владельцы отказываются приходить на следующий прием. Некоторые категории травм сразу наводят на подозрение. Рассказ клиента может не соответствовать результатам осмотра, особенно если история звучит неправдоподобно.
Например, владелец заявляет, что животное неуклюжее и поэтому упало с лестницы, или объясняет перелом конечностей падением с забора, а травму головы — тем, что собака врезалась в дверь. Физическое насилие зачастую пытаются «прикрыть» дорожно-транспортными происшествиями. Однако если на рентгене видны переломы на разных стадиях заживления, это тревожный сигнал, говорящий о возможном жестоком обращении, ведь такие травмы не могут быть результатом единичного несчастного случая (Рисунок 3). Когда у лечащего ветеринарного врача появляются разумные основания подозревать физическое насилие, ему может помочь консультация коллеги. Но ветеринарным специалистам также важно сотрудничать с представителями других профессий, например полицейскими и экспертами-криминалистами, которые могут предоставить свои знания и опыт.
.png)

Животные в группе риска
Насилию может подвергнуться любое животное, но существуют некоторые категории, которые находятся в группе повышенного риска. Сюда входят кошки и собаки младше двух лет, животные, которым требуется больше ухода (очень молодые и очень старые), шумные животные и те, у кого есть поведенческие проблемы (Рисунок 4) (11). Исследования говорят о том, что так называемые «опасные собаки» также находятся в группе повышенного риска, потому что значительно чаще их заводят люди с криминальным прошлым и/или антисоциальным расстройством личности (12). По данным одной из исследовательских работ, в 21% случаев смерти людей от собачьих укусов раны нанесли животные, подвергавшиеся физическому насилию (13).
.png)
Мотивы жестокого обращения с животными и домашнего насилия
Согласно данным исследований, жестоко обращающиеся с животными люди в детстве пережили негативный опыт. Например, они были жертвой и/или свидетелем насилия по отношению к людям и/или животным. У таких детей склонность к жестокому обращению с животными в три раза выше, чем у тех, кто не испытывал подобного опыта (14, 15).
Насилие по отношению к животным может быть вызвано разными мотивами, в том числе любопытством, возбуждением, потребностью подразнить или желанием причинить боль (16, 17). Жестокое обращение может служить средством контроля, запугивания или шантажа, а также быть рычагом для манипуляций и изоляции других людей. Желание наказать, шокировать или отомстить кому-то, обратить внимание на предрассудки также представляет собой значимый фактор. Помимо этого, существуют и садистские мотивы (18). Причина почти половины всех случаев насилия — это агрессия, трети случаев — удовольствие (19), свою роль также играют чувства унижения и страха (20). В Блоке 3 приведены самые распространенные мотивы. Если животным причиняют вред в рамках межличностного насилия, причиной чаще всего можно считать потребности во власти и контроле (21); 70% людей, жестоко обращающихся с животными, совершали и другие насильственные преступления (22).
Животные часто служат индикаторами здоровья и благополучия людей, об этом говорят взаимосвязи между жестоким обращением с животными, семейным насилием и насилием в обществе. Существует немало доказательств, что те, кто проявляет жестокость к животным, могут демонстрировать аналогичное поведение по отношению к уязвимым категориям населения — детям или пожилым людям (23). Питомцев также могут использовать, чтобы заставить женщин или детей продолжать терпеть издевательства, в случае неподчинения угрожая убить животное (10). Поэтому женщины иногда слишком долго терпят такое положение, ведь у них нет безопасного убежища, где они, их дети и животные могут найти защиту. К счастью, сейчас появляется все больше и больше мест, где принимают не только женщин и детей, но и животных, если есть такая необходимость.

Что делать при подозрении на жестокое обращение
У каждой клиники должен быть специальный протокол, чтобы сотрудники знали, что делать при обнаружении признаков насилия. Ветеринарные врачи играют исключительно важную роль в расследовании случаев жестокого обращения с животными и привлечения виновных к ответственности (25). Часто считают, что ветеринарные специалисты должны как установить факт насилия, так и определить виновного, однако это неверно. Они могут проводить осмотры, собирать информацию, делать анализы и вскрытия, чтобы предоставить важные доказательства (25) при возникновении подозрений, но после за дело должны браться представители соответствующих структур (например, полиция).

В случае подозрений ветеринарный врач должен отразить всю информацию в истории болезни пациента и приложить как можно больше доказательств, включая рентгеновские снимки и фотографии травм животного. Проблема конфиденциальности этих данных, возможности их предоставления членам семьи, другим ветеринарным врачам, сотрудникам правоохранительных органов или структур, отвечающих за благополучие животных, в настоящее время вызывает много споров. В разных странах этот вопрос решается по-разному: в некоторых о фактах жестокого обращения нужно сообщать в обязательном порядке, в других эти меры носят рекомендательный характер. Ветеринарные врачи должны быть знакомы с законами, которые действуют в их стране или штате.
Центр ветеринарной криминалистической экспертизы
Центр ветеринарной криминалистической экспертизы (Landelijk Expertisecentrum Dierenmishandeling, или LED) в Нидерландах был создан в 2017 году для выполнения нескольких задач. Первая из них — помочь практикующим ветеринарным врачам, если им кажется, что они столкнулись с насилием над животными. Ветеринарный специалист может загрузить на сайт LED рентгеновские снимки, фото, видео и текстовую информацию о пациенте. Группа экспертов, куда входят не только ветеринарные специалисты, но и криминалисты из Нидерландского института судебной экспертизы (NFI) в Гааге, в течение 48 часов изучает материалы и сообщает, можно ли здесь говорить о насилии или нет. Если да, ветеринарный врач может передать сведения в полицию, которая займется дальнейшим расследованием. Вторая задача LED – вести исследовательскую работу в области ветеринарной криминалистики, например криминалистической рентгенологии. Третья задача — рассказать ветеринарным специалистам, врачам, работающим с людьми, психологам, социальным работникам и общественности о жестоком обращении с животными и его связи с домашним насилием.
Заключение
Ветеринарные врачи, а также другие специалисты в области здравоохранения играют значительную роль в предупреждении и обнаружении жестокого обращения с животными и домашнего насилия. Все ветеринарные специалисты во время консультаций должны помнить о возможности NAI и иметь протокол действий при возникновении подозрений. Обучение и лучшая осведомленность в этой области в сочетании со слаженным взаимодействием представителей различных профессий помогут бороться с этой проблемой и способствовать уменьшению страданий людей и животных.
-
1.McMillan FD, Duffy DL, Zawistowski SL, et al. Behavioral and psychological characteristics of canine victims of abuse. J App Animal Welfare Sci 2015;18:92-111.
-
2.Ascione FR, Shapiro K. People and animals, kindness and cruelty: Research directions and policy implications. J Social Issues 2009;65(3):569-587.
-
3.Tong L. Identifying non-accidental injury cases in veterinary practice. In Practice 2016;38:59-68.
-
4.Jordan T, Lem M. One health, one welfare: education in practice – veterinary students’ experiences with community veterinary outreach. Can Vet J 2014;55:1203-1206.
-
5.Ascione FR, Weber CV, Thompson TM, et al. Battered pets and domestic violence. Animal abuse reported by women experiencing intimate violence and by non-abused women. Violence Against Women 2007;13:354-373.
-
6.Garcia Pinillos R, Appleby M, Manteca X, et al. One Welfare – a platform for improving human and animal welfare. Vet Rec 2016;179:412-413.
-
7.Munro, HMC, Thrusfield MV. Battered pets: non-accidental physical injuries found in dogs and cats. J Small Anim Pract 2001;42:279-290.
-
8.Arkow P. Recognizing and responding to cases of suspected animal cruelty, abuse, and neglect: what the veterinarian needs to know. Vet Med: Res Rep 2015;6:349-359.
-
9.Deviney E, Dickert J, Lockwood R. The care of pets within child abusing families. Int J Study Anim Probl 1983;4:321-329.
-
10.Links Group. Recognizing abuse in animals and humans: Guidance for veterinary surgeons and other veterinary employees. Milton Keynes, UK: The Links Group 2013;4.
-
11.Yoffe-Sharp BL, Loar LM. The veterinarian’s responsibility to recognize and report animal abuse. J Am Vet Med Assoc 2009;234(6):732-737.
-
12.Ragatz L, Fremouw W, Thomas T, et al. Vicious dogs: the antisocial behaviors and psychological characteristics of owners. J Forensic Sci 2009;54(3):699-703.
-
13.Patronek GJ, Sacks JF, Delise KM, et al. Co-occurrence of potentially preventable factors in 256 dog bite-related fatalities in the United States (2000-2009). J Am Vet Med Assoc 2013;243(12):1726-1736.
-
14.Baldry AC. Animal abuse among preadolescents directly and indirectly victimized at school and at home. Crim Behav Ment Health 2005;15(2):97-110.
-
15.Becker KD, Herrera J, McCloskey LA. A study of fire setting and animal cruelty in children: Family influences and adolescent outcomes. J Am Acad Child Adol Psyc 2004;43:905-912.
-
16.Ascione FR, McCabe MS, Philips A, et al. Animal abuse and developmental psychopathology: Recent research, programmatic and therapeutic issues and challenges for the future. In; Fine AH (ed.), Handbook on animal-assisted therapy: Theoretical foundations and guidelines for practice (3rd ed.) London, Elsevier; 2010;357-400.
-
17.Baldry AC. The development of the P.E.T. scale for the measurement of physical and emotional tormenting against animals in adolescents. Soc Animals 2004;12(1):1-17.
-
18.Ascione FR. Animal abuse and youth violence. Washington DC: US Department of Justice, Office of Justice Programs, Office of Juvenile Justice and Delinquency Prevention 2001;2-17.
-
19.Hensley C, Tallichet SE. Animal cruelty motivations. Assessing demographic and situational influences. J Interpers Violence 2005;20(11):1429-1443.
-
20.Wright J, Hensley C. From animal cruelty to serial murder: Applying the graduation hypothesis. Int J Offender Ther Comp Criminol 2003;57(1):71-88.
-
21.Ascione FR, Friedrich WN, Heath WN, et al. Cruelty to animals in normative, sexually abused, and outpatients psychiatric samples of 6 to 12 year-old children; relations to maltreatment and exposure to domestic violence. Anthrozoös 2003;16(3):194-212.
-
22.Arluke A, Luke L. Physical cruelty towards animals in Massachusetts 1975-1996. Soc Anim 1997;5(3):195-204.
-
23.Kellert SR, Felthous AR. Childhood cruelty towards animals among criminals and non-criminals. Humans Relations 1985;38:1113-1129.
-
24.Ascione FR, Thompson TM, Black T. Childhood cruelty to animals: assessing cruelty dimensions and motivations. Anthrozoös 1997;10:170-177.
-
25.Benetato MA, Reisman R, McCobb E. The veterinarian’s role in animal cruelty cases. J Am Vet Med Assoc 2011;238(1):31-34.
- * Дополнительные источники:
-
26.www.ivfsa.org — Международная ассоциация ветеринарной криминалистики
-
27.www.avma.org/resources-tools/animal-health-and-welfare/animalabuse-response-resources-veterinarians – практические рекомендации специалистов Американской ветеринарной медицинской ассоциации для ветеринарных врачей, подозревающих жестокость, насилие и пренебрежение по отношению к животным
-
28.www.meldpuntled.nl/ – сайт Центра ветеринарной криминалистической экспертизы (Landelijk Expertisecentrum Dierenmishandeling)